Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц

Технологическая карта урока по литературе 5 класс «Поэзия Тютчева»

Калетник Ирина Дмитриевна 2 марта 2016 г.

Класс: 5

Тема урока: Пейзажная лирика Тютчева Ф.И. «Зима недаром злится…», «Весенние воды».

Цели урока: развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения; развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста; развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии; воспитывать любовь к природе; развивать коммуникативные навыки

Планируемые результаты: определять тему и главную мысль произведения; анализировать языковые средства, используемые автором в произведении; правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.

Предметные:

совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, учебник, раздаточный материал.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Создание условий для осознанного восприятия нового материала.

1.Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

- Здравствуйте! На улице еще зима, крымская зима, но весна уже стучится в дверь.

Внимательно слушай - и всё услышишь.

Внимательно смотри - и всё увидишь.Думай - и всё поймёшь.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Повторение

Индивидуальная работа.

регулятивные: саморегуляция

Слайд – 1, 2(самостоятельная работа, взаимопроверка)

Подготовка речевого аппарата к говорению

2.Мотивация к учебной деятельности

Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: формирование желания формировать новые знания

регулятивные УУД: целеполагание

Ребята, внимательно рассмотрим несколько слайдов презентации, которые вам помогут определить тему урока, а может быть даже и цель. ( Слайд 3) Портрет Тютчева

Проблемный вопрос:

- Можно ли понять по данным картинкам, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-А у вас есть желание узнать о чем писал Тютчев???

Мы с вами на уроке литературы, где главный наш инструмент – слово, поэтому попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

А цель?

Пейзажная лирика Тютчева Ф.И.

«Зима недаром злится…», «Весенние воды».

Будем работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения; развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста; развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии; воспитывать любовь к природе;

Чтение про себя, затем выразительно вслух читает один из учеников.

Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос.

Формулируют предполагаемую тему занятия, цель

Стихотворения Ф.И. Тютчева.

Записывают тему урока в тетрадь.

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

3.

Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым отношением к природе отмечены стихи, написанные Федором Ивановичем Тютчевым. Познакомимся с его стихотворениями «Зима недаром злится…» и «Весенние воды». Для этого предлагаю прослушать исполнение первого стихотворения мастером художественного слова

Лексическая работа

– В стихотворении нам встретились трудные, непонятные слова

На доске выписаны слова:
Пора – время
Нудит – заставляет, (архаизм)
Трезвон – частые, резкие звонки, сильный звон
Хлопочет – занимается чем-то усердно, добивается чего-то
Пуще – сильнее, (архаизм)
Горя мало – о беззаботном, не унывающем человеке,
Наперекор – назло

Чтение стихотворения вполголоса, определение темы.

3. Чтение стихотворения про себя, определение идеи (главной мысли).

(Заслушивание вариантов ответов, их редактирование.)

Как бы зима ни злилась, весна наступит.

Дети слушают стихотворение в исполнении актера, следят по учебнику.

- Как бы зима ни злилась, весна наступит

Физ. минутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД:умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами.

Физминутка.

Выполняется физминутка

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом (слайды 4-13).

Работа с текстом стихотворения

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

– А теперь посмотрим, какие приемы использует автор, чтобы раскрыть идею.
– Что делает Зима?
– О ком так говорят? (О человеке.)
– Каким человеком представляете Зиму?
– С каким выражением будем читать о зиме? (Сердито, ворчливо, со злобой, недовольно, разъяренно, гневно.)
– Что делает Весна?
– Как бы изобразили Весну?
– С каким выражением будем читать о Весне? (Весело, жизнерадостно, светло, задорно, с ликованием)

– Такой прием, когда о неживом существе говорят, как о человеке, называется …олицетворением.

- Ребята, мы убедились, что поэт показал два образа – два настроения.

- А как вы, думаете, на чьей стороне автор?

- В своем стихотворении поэт использует прием контраста.

-Что такое контраст?(Контраст – это резкая противоположность.)

- Что описывается в контрасте? (Зима и Весна.)

Заполнение кластера:( Работа в группах) Какие глаголы показывают, что и Зима, и Весна изображены как живые существа?

Зима –

Весна –

- А эпитеты? "злая" ( "ведьма злая" - инверсия, "прекрасное" ( "прекрасное дитя" - прямой порядок слов ) и сравнительная степень прилагательного "румяней" в составном именном сказуемом ( "румяней стала" - обратный порядок слов

Подготовка к выразительному чтению стихотворения, языковой анализ (работа с Раб. Листом).

– В каком темпе будем читать стихотворение: в медленном, быстром или среднем? Почему? (В среднем, Зима сдерживает торопливость Весны, но Весна упорно наступает, не медлит.)
– Расставим логические ударения.
– Читаем первую строчку и отметим действие Зимы. (Злится.)
– Подберите синоним. (Сердится, не довольна.)
– Читаем вторую строку и отметим, почему Зима злится. (Прошла…)
– Читаем далее. На кого злится Зима? Какое слово отметим? (Весна.)
– Следующая строка. Назовите действие Весны. (Гонит.) Замените синонимом. (Заставляет уйти, провожает.)

– Работаем со вторым четверостишием. Что происходит вокруг? (Засуетилось, нудит.)
– Подберите синоним к слову “нудит". (Заставляет.)

– Читаем дальше и назовем вестников Весны. (Жаворонки.)
– Кого еще называют вестниками весны? (Грачей, скворцов.)
– Почему здесь – жаворонки? (Очень звонкие, все сразу услышат, что Весна пришла.)
– Какое слово доказывает, что все вокруг слышат приход Весны? (Трезвон.)

Работаем с третьим четверостишием.
– Что делает Зима? (Хлопочет, ворчит.) Скажите иначе. (Ругается, злится, кричит.)
Весны. (Хохочет.) Подберите синоним. (Смеется.)
– Почему у Тютчева – хохочет? (Звонко, заливисто, задорно.)
– Читаем четвертую строку и найдем слово, которое показывает, что веселье все усиливается и усиливается. (Пуще.)
– Можно упустить это слово? Что потеряем? (Потеряем усиление действия.)
- Отметьте в первой строчке действие Зимы. (Взбесилась.)

Замените синонимом.(Рассердилась.)

– Что сделала Зима дальше? (Снегу пустила.)
– Что обычно делают со снегом, снежками? (Бросают.)

– Готовимся к чтению этой части.
– Читаем последнее четверостишие. Найдем в первой строчке слова, говорящие о характере Весны.(Горя мало.)
– Что она сделала со снегом, которым Зима хотела ее прогнать, засыпать? (Умылася.)
– Какой стала Весна от снега? (Румяней.) Скажите иначе (Краснее.)

– Добилась Зима своей цели? Как поступила Весна?
– Найдите в последней строчке слово. (Наперекор) Что оно означает? (Назло)

Чтение друг другу ( в парах)

Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя

Два хорошо подготовленных ученика читают стихотворение.

(Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.)

Слушание выразительного чтения учеников.


– Кто хочет порадовать нас чтением всего стихотворения?

Беседа по прослушанному.

-Понравилось ли вам чтение стихотворения Тютчева?

- Кому из ребят удалось лучше прочитать стихотворение?

Дети слушают, дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя.

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Групповая работа. Самостоятельный анализ стихотворения

Работа в группах и выступление перед аудиторией.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация.

регулятивныеУУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников.

познавательные УУД:умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные УУД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды».

Прослушивание стихотворения

  • 1.Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
  • 2.Какие впечатления оставило?
  • 3.Какой образ весны складывается у нас под впечатлением этого стихотворения? (Весна — это образ праздничный, молодой, нежный и радостный).
  • 4.В стихотворении много глаголов. Для чего поэт их использует? (Глаголы передают действие, быструю смену событий, весна – время, когда все меняется очень быстро, нет покоя, как зимой).
  • 5.Средства выразительности (Эпитеты: молодая весна, румяный, светлый хоровод. Олицетворение – воды)

Прослушаем романс

С.В. Рахманинова «Весенние воды».

- Давайте попробуем вместе прочитать стихотворение Тютчева так, чтобы передать настроение весны, ее образ. (Коллективное выразительное чтение стихотворения).

Стихотворения Федора Ивановича Тютчева оставляют доброе, радостное впечатление).

Весна — это образ праздничный, молодой, нежный и радостный

Этап 6. Подведение итогов урока

Особенность тютчевского стиля состоит в том, что поэт изображает постоянное движение времени, постоянно меняющийся мир.

Вывод записать в тетрадь

Самооценка

Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

Домашнее задание

Словесный, наглядный

Создайте свою иллюстрацию к одному из стихотворений Тютчева и подготовьтесь к её защите.

Запись задания в дневники.

Рефлексия

Метод контроля,

Познаватель-

но-рефлек-

сивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? А как обстоят дела с нашим настроением??? Перед вами картина весны.. Пока еще хмурая. А вот засияло в небе солнышко. Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека)

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Литературный диктант

1. Тютчева зовут Федор Николаевич?(-)

2. Он родился в селе Овстуг?(+)

3. Его музей находится в селе, где он родился?(+)

4. Он пишет о детях.(-)

5.Его первого учителя звали Сергей Раич.( +)

6. С детства он хорошо знал французский язык.(+)

7.Писать стихи начал в 10 лет?(+)

-+ + + - ++

Рабочий лист №1

ученика 5 класса________________________________

1. Тема стихотворения «Чародейкою Зимою» -_________________________

2. Основная мысль данного стихотворения заключается в следующих строчках: _____________________________________________________

_____________________________________________________

3. Для создания художественного образа ______________________________ картины поэт использует такие изобразительно-выразительные средства языка:

эпитеты___________________________________________________________________

метафоры_________________________________________________________________

олицетворения_____________________________________________________________

4. Стихотворение вызывает чувство_____________________________________________________

__________________________________________________________________________

Рабочий лист№2

ученика 5 класса________________________________

1. Тема стихотворения «Весенние воды» -_________________________

2. Основная мысль данного стихотворения заключается в следующих строчках: _____________________________________________________

_____________________________________________________

3. Для создания художественного образа ______________________________ картины поэт использует такие изобразительно-выразительные средства языка:

эпитеты___________________________________________________________________

метафоры_________________________________________________________________

олицетворения_____________________________________________________________

4. Стихотворение вызывает чувство_____________________________________________________

Приложение к рефлексии

Презентация к уроку


Яндекс.Метрика