Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц

урок- конференция «Тепловые машины» 9-А (12.02.2016)

Цесаренко Людмила Евгеньевна 21 февраля 2016 г.


Открытый урок по физике в 9 «А» классе

по теме: «Тепловые машины ».

Цель урока :-закрепление понятия теплового двигателя, видов двигателя, их применение.

-Создать условия для самостоятельного изучения материала: поиск

информации в тексте учебника, интернет–ресурсы, эксперимент.

Задачи урока:

1. Образовательная: рассмотреть устройство и принцип действия тепловых машин; показать области их применения, выявить проблемы, возникающие при их эксплуатации; рассмотреть применение закона сохранения и превращения энергии в тепловых двигателях, объяснить принцип действия тепловых двигателей.

2. Развивающая: развивать монологическую речь учащихся, развивать умения излагать и воспринимать новый материал; содействовать формированию навыков сравнения, обобщения, логического мышления, поддерживать интерес к предмету.

3. Воспитательная: показать значение тепловых двигателей в жизни человека; объяснить принцип действия тепловых двигателей, рассмотреть, в чем заключается вредное воздействие тепловых двигателей на окружающую среду и здоровье человека; выяснить пути охраны окружающей среды.

Тип урока: нестандартный

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, пробирка, пробка,спиртовка, раздаточный материал, презентации к теме "Тепловые машины".

Предварительное задание:

Учащиеся разбиты на 4 группы, каждая группа готовит материал по одному из видов тепловых машин

Состав группы

1. Историки: история создания и развития тепловых двигателей;

2. Инженеры-конструкторы: устройство и принцип работы тепловой машины;

3. Инженеры -механики: практическое применение данного вида тепловой машины;

4. Эколог: достоинства, уменьшение экологической опасности.

Ход урока:

I.Организационный момент.(1мин)

II.Актуализация опорных знаний(5 мин)

Разминка: -« Не может быть»( найти физические

ошибки);

-кроссворд;

- «знаю формулы»

Деятельность учащихся

Работа в группе

Результаты оцениваются и количество баллов идёт в зачёт группе

III. Постановка учебной проблемы.(2мин)

В 3 веке до нашей эры великий греческий математик и механик Архимед построил пушку, которая стреляла с помощью пара.

Опыт: «Преобразование энергии газа в механическую энергию».

Простейший "одноразовый" тепловой двигатель (паровая машина).

Опыт:

Приборы и материалы: штатив, пробирка, пробка, стакан с водой, спиртовка.

Но перенасыщение сегодняшнего мира тепловыми машинами – экологическая проблема

Ученик проводит демонстрационный опыт

группы записывают на листах ответов «цепочку» превращения энергии

III. Знакомство с темой урока, его целью.(3мин)

тема нашего урока: "Тепловые машины".

Цель урока - закрепить понятие теплового двигателя, рассмотреть их виды и область применения.

Эпиграфом урока :

Вращайтесь, мощные колеса,

Свистите, длинные ремни,

Горите свыше, впрямь и косо,

Над взмахами валов, огни!

Пуды, бросая, как пригоршню,

В своем разлете роковом

Спешите, яростные поршни,

Бороться с мертвым естеством!(Валерий Брюсов)

Кто скажет, о чем идет речь в данном стихотворении? (беседа)

IV. Изучение нового материала

Сегодня мы работаем в группах. Качественная работа группы зависит от работы каждого члена группы.

Задача: презентовать свой вид тепловой машины так. чтобы это было понятно всем!



Группы поочередно презентуют тип своей машины.

-Остальные группы внимательно слушают и задают вопросы (если такие возникают).

-делают краткие записи в тетрадях

V.Закрепление

Решение задач

Группы решают задачи, решение которых объясняют у доски

VI. Выходное тестирование

Индивидуальная работа

VII.Домашнее задание:заполнить таблицу( учебник +интернет-ресурс)

Тип тепловой машины

Основные части

Принцип работы

КПД

Преимущество и недостатки

VIII.Рефлексия.

На уроке я работал активно / пассивно

Своей работой на уроке я доволен / не доволен

Урок для меня показался коротким / длинным

За урок я не устал / устал

Мое настроение стало лучше / стало

хуже

Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Домашнее задание мне кажется легким / трудным
интересно / не

интересно

Учащиеся заполняют таблицу.

“Или люди сделают так,
чтобы в воздухе стало
меньше дыма, или дым
сделает так, что на земле
станет меньше людей".
Л.Дж. Баттан.

Карточка – отчет ученика.
«Не может быть».
Задание №1
Прочтите текст, выделите в нем 6 несоответствий-ошибок с точки зрения физики и объясните ваш выбор. Не может быть.
Проснувшись рано с утра, я вспомнил, что договорился с Витей идти на речку смотреть ледоход. Открыл окно. Морозный воздух клубами врывался в комнату и поднимался под потолок. С пятого этажа мне хорошо были видны поля за окраиной города. Там весь снег уже стаял, и только на крышах домов он еще лежал мохнатыми шапками.
Включив электрочайник, я быстро сделал зарядку, вымылся по пояс под краном и, не вытираясь, глубоко вздохнул – по всему телу разлилось тепло. Зайдя на кухню, я понял, что слишком увлекся – чайник кипел уже не одну минуту. Кипяток был просто обжигающий – градусов 120. Мне пришлось долго ждать прежде, чем он остыл, и я смог попить чаю. Покушав, я побежал на улицу. Опаздывал.
Витя был уже там. «Вот погодка сегодня! – вместо приветствия восхищенно произнес он. – Солнце какое, а температура с утра минус 200 С». «Нет, минус 400 С» - возразил я. Мы заспорили, потом Витя сообразил, в чем дело. «У меня термометр на ветру висит, - сказал он, - а у тебя в укромном месте, поэтому и показывает больше». Мы пошли по улице, бодро шлепая по лужам.
(Подчеркните карандашом ошибки в тексте)


Задание №2
Проверка формул, терминов и величин.
Найди соответствие. Запишите в 3 столбец номера вопроса и правильного ответа

Физическая величина

Ед.измерения

Формула для вычислений

1

Количество теплоты

2

КПД

3

удельная теплоемкость

4

абсолютная температура

5

удельная теплота сгорания топлива



Яндекс.Метрика