Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц

разработка урока по теме "Равновесие тел" ( 7 класс)

Цесаренко Людмила Евгеньевна 21 декабря 2015 г.

Равновесие тел.

Цели:

· Обучающие:обеспечить знание учащимися понятий «рычаг», «плечо рычага», «точка опоры», видов рычага, момент силы, правила равновесия рычага; обеспечить формирование умения применять данное правило при решении задач;

· развивающие:создать условия для поиска информации: текст учебника, видеоролик, эксперимент, способствующей развитию мышления, мировоззрения, навыков устной и письменной речи, способности четко формулировать свои мысли.

· воспитывающие:создать условия для воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах, развития у школьников исследовательской культуры, коммуникативной культуры, рефлексивной деятельности.

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока:

I. Орг. момент(1мин)

II. Актуализация знаний. (3мин)

Игра « Паук»

Деятельность учащихся

Коллективная работа

III.Объявление темы урока и постановка цели урока.(1мин)
Учитель:

“Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю". По преданию, эти гордые слова принадлежат греческому математику и механику Архимеду, жившему больше двух тысяч лет назад и сделавшему немало выдающихся изобретений и открытий. Неужели Архимед считал себя таким силачом? Нет, он не отличался от других людей здоровьем и силой. Но он открыл закон рычага...

В монологе Архимеда прозвучало известное всем слово “Рычаг». Архимед собирался перевернуть Землю рычагом, а что такое рычаг, какова его конструкция и где он применяется, каково условие равновесия тел. Такова сегодня цель нашего урока.

IV.Изучение нового материала.(20 мин)

4.1. Виды простых механизмов и их применение

Физические возможности человека ограничены, поэтому с древних времён человек часто использовал устройства, которые способны преобразовать силу человека в значительно большую силу, т.е. дают выигрыш в силе. Такие механизмы называют «простыми механизмами».
Демонстрация простых механизмов, которые встречаются в повседневной жизни:аптекарские весы, ножницы, кусачки, плоскогубцы, пинцет, ключ для закручивания болтов, наклонная плоскость, штопор, винт, открывалка для бутылок, игрушечный самосвал, игрушечный экскаватор, палка.
А первым человеком, применившим рычаг, был наш далёкий доисторический предок, палкой сдвигавший с места тяжёлые камни в поисках съедобных корней или прятавшихся под корнями мелких животных. Да-да, ведь обыкновенная палка, имеющая точку опоры, вокруг которой её можно поворачивать, - это и есть самый настоящий рычаг.
Есть много свидетельств, что в древних странах - Вавилоне, Египте, Греции - строители широко использовали рычаги при подъёме и перевозке статуй, колонн и огромных камней. В то время они не догадывались о законе рычага, но уже хорошо знали, что рычаг в умелых руках превращает тяжелый груз в лёгкий.
__________________________________________________________________________________

4.2.Ответы на вопросы, согласно плана

____________________________________________________________________________________

4.3.Проведение эксперимента(10мин),согласно инструкции.



Просмотр видеоролика и чтение доп. литературы.

__________________________

Работа с учебником и дополнительным материалом.(индивидуальная .работа)

_________________________

Работа в парах

Анализ работы и вывод




_________________

работа с учебником

------------------------

работа в парах с лабораторным

оборудованием


V.Закрепление изученного материала(5мин)

Решение задач

1.Пусть первая сила равна 10 Н, а плечо этой силы 100 см. Чему равна вторая сила, если ее плечо равно 10 см? (Ответ: 100 Н)

На партах лежат условия задач.

1 ученик решает на доске. Остальные по мере сил работают самостоятельно.

VI.Выходное тестирование (5мин)

Индивидуальная работа(бланки тестов на столах)

VI.Рефлексия.

Учитель: Решать загадки можно вечно.

Вселенная ведь бесконечна.

Спасибо всем нам за урок,

А главное, чтоб был он впрок!


Ребята, мне очень хотелось бы узнать ваше мнение об уроке. Для этого я попрошу выполнить небольшой тест. Если вы согласны с утверждением, поставьте напротив него плюс, если нет – минус (тест подписывается по желанию учащихся)


  • Я узнал(а) много нового.

  • Мне это пригодится в жизни.

  • На уроке было над чем подумать.

  • На все возникшие у меня в ходе урока вопросы, я получил(а) ответы.

  • На уроке я поработал(а) добросовестно.


VII. Домашнее задание § 14, отвечать на вопросы к §, учить определения, формулы;зад.14.1-14.2(письм.)

.


__________________________________________________________________________________


План работы для ученика




Тема урока: Равновесие тел

I. Мозговой штурм по теме «Сила»

II.Демонстрация простых механизмов, которые встречаются в повседневной жизни: аптекарские весы, ножницы, кусачки, плоскогубцы, пинцет, ключ для закручивания болтов, наклонная плоскость, штопор, винт, открывалка для бутылок, игрушечный самосвал, игрушечный экскаватор, палка.
А первым человеком, применившим рычаг, был наш далёкий доисторический предок, палкой сдвигавший с места тяжёлые камни в поисках съедобных корней или прятавшихся под корнями мелких животных. Да-да, ведь обыкновенная палка, имеющая точку опоры, вокруг которой её можно поворачивать, - это и есть самый настоящий рычаг.
Есть много свидетельств, что в древних странах - Вавилоне, Египте, Греции - строители широко использовали рычаги при подъёме и перевозке статуй, колонн и огромных камней. В то время они не догадывались о законе рычага, но уже хорошо знали, что рычаг в умелых руках превращает тяжелый груз в лёгкий.

------------------------------------------------------------------------------------------

1. Рычаг –это…

2. Приведи рычагов- ….

3. Роды рычагов: ….

4. Плечо силы- это…

5. Как обозначается и единица измерения-…

--------------------------------------------------------------------------------

схема рычага, ось вращения которого О (точка опоры) расположена между точками приложения сил А и В. Обе силы F1 и F2, действующие на рычаг, направлены в одну сторону. http://flatik.ru/flax/624/623692/623692_html_mca73bd3.png

Кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила, называют плечом силы.(………..?)Обозначают плечо буквой l и вычисляют в метрах. ______________________________________________________________

Вопрос: При каком условии рычаг будет в равновесии?
эксперимент
Цель:
установить условие равновесия рычага.

Оборудование: рычаг и набор грузов, линейка, динамометр.

Ход работы.

  1. Вращением гаек на концах рычага приведите его в положение равновесия.
  2. Подвесьте один груз к левому плечу рычага на расстоянии L1 = 10 см от оси вращения.
  3. Расположите на правом плече рычага два груза так, чтобы рычаг находился в положении равновесия. Измерьте плечо L2.
  4. Считая вес грузика равным 1 Н, заполните таблицу:

Какая наблюдается закономерность?

Определить соотношение между силами и плечами. Записать в таблицу.

F1 , H

F2 ,H

L1,см

L2, см








Итак, мы вывели «условие равновесия рычага».

Запиши


Вывод: Отношение сил обратно пропорционально отношению их плеч.

Именно это правило равновесия рычага и вывел Архимед.

___________________________________________________________________

6.Момент силы: обозначение, единица измерения

7. Записать формулу момента силы

8. Сформулировать правило моментов и записать формулу.

9. Общая формулировка условия равновесия тел.

просмотри видеоролик и

прочти текст

____________

Продолжить предложения, используя информацию и текст учебника

-------------------

Перечерти схему и отметь на ней всей точки

_________

Выполни эксперимент, согласно инструкции

____________

Используй текст учебника

ответь на вопросы

Решение задач

1.Пусть первая сила равна 10 Н, а плечо этой силы 100 см. Чему равна вторая сила, если ее плечо равно 10 см? (Ответ: 100 Н)

Самоконтроль с записями по записям на доске


Выходной тест



Задание 1

Укажите на рисунке плечи сил F1 и F2

  1. Длина отрезка АВ.
  2. Длина отрезка АО
  3. Длина отрезка ОВ.
  4. Длина отрезка ОС

Задание 2 Ответьте ДА или НЕТ(если ДА ,поставь +, если НЕТ,то поставь -)

А. Линия действия силы всегда проходит через вектор силы.

Б. Линия действия силы всегда проходит через ось рычага.

В. Плечо силы – это расстояние от точки приложения силы до оси рычага.

Г. Плечо силы может быть равно нулю.

Д. Чтобы рычаг находился в равновесии, на него должны действовать хотя бы две

силы.

Е. Если рычаг в равновесии, то меньшая из сил всегда имеет меньшее плечо.

Ж. Рычаг и наклонная плоскость – виды простых механизмов.

________________________________________________________________________________

Ребята, мне очень хотелось бы узнать ваше мнение об уроке. Для этого я попрошу выполнить небольшой тест. Если вы согласны с утверждением, поставьте напротив него плюс, если нет – минус (тест подписывается по желанию учащихся)

·
Я узнал(а) много нового.

·
Мне это пригодится в жизни.

·
На уроке было над чем подумать.

·
На все возникшие у меня в ходе урока вопросы, я получил(а) ответы.

·
На уроке я поработал(а) добросовестно.

CПАСИБО ЗА УРОК!

.





Индивидуальная работа с тестом


Яндекс.Метрика