Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц

Урок русского языка в технологии личностно ориентированного подхода

Шемечко Анжелика Ярославовна 20 ноября 2014 г.

Тема урока: Предложения с однородными членами. Обобщение изученного

Цели: у учащихся должно сформироваться четкое структурно-семантическое представление о предложениях с однородными членами; практические навыки построения и дифференциации предложений с однородными членами и использования их в речи с учетом их выразительных возможностей.

Оборудование: учебник, обобщающие таблицы; репродукция картины И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Эпиграф к уроку: Перед нами громада – русский язык!

Н.В.Гоголь

Ход урока

I.Объявление темы и цели урока

II.Повторение

1.Школьнки составляют «ассоциативный куст», связанный с понятием «предложение»; по мере открытия «ветвей дерева» они повторяют основные характеристики простого предложения:

- по цели высказывания;

- по эмоциональной окраске;

- по сложности;

- по полноте;

- по наличию второстепенных членов.

2.Работа в группах

Учащиеся объединяются в группы и получают следующие задания (по необходимости используют таблицы в учебнике на стр. 332-334).

Подготовить ответ на вопрос:

1 группа:

Какие члены предложения называются однородными? Привести примеры.

2 группа:

Какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения?

Проиллюстрировать примерами.

3 группа:

Когда в предложениях с однородными членами и обобщающими словами

ставится тире, двоеточие? Подобрать примеры.

Каждая группа выдвигает своего представителя, который сообщает о результатах выполненной работы.

III.Закрепление изученного, развитие речи учащихся

1.Выписать из текста предложения с однородными членами, подчеркнуть их как члены предложения.

Родился И.Е.Репин в 1844 году в местечке Чугуеве Харьковской области. Его отец занимался торговлей лошадьми. Будущий художник в детстве вырезал из бумаги лошадок, приклеивал их к оконному стеклу, чем вызывал восторги окружающих.

В 1863 году Репин едет в Петербург, поступает в Рисовальную школу. В январе 1864 года его принимаю Академию.

Успех Репину принесла его картина «Бурлаки на Волге». Над «Запорожцами» он работал в общей сложности 13 лет.

Демократизация идеалов художника, глубокое понимание им психологии народа, любовь ко всему яркому и героическому позволили Репину написать это замечательное полотно.

2.Описать картину И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», используя предложения с однородными членами.

Примерный план

1.Что мы видим на переднем плане картины?

2.Что изображено вдали?

3. Какими чувствами проникнута картина?

На переднем плане Репин изобразил запорожцев, которые собрались за наспех сколоченными дощатым столом, чтобы дать отповедь заклятому врагу. Дружно трудятся они, смеются. Тут и властный Тарас Бульба, и лукавый писарь, и полуобнаженный казак. В безудержном смехе запорожцев над жестоким врагом обнаруживается их героический дух, независимость, удаль. Репин показал боевую сплоченность, силу товарищества.

Запорожцы на фоне широкой степи. За их стенами костры, люди, всадники. Герои картины явились для художника неиссякаемым источником веры в силу народа, живым свидетельством богатства его души, заветной мечтой о его великом и прекрасном будущем.

3.Предать содержание текста, используя предложения с однородными членами.

Вся сцена, изображенная на картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», наполнена внутренней динамикой, кипением страстей. Репин большую часть своих героев изображает лицом к зрителю. Это дает ему возможность сосредоточить внимание на лицах запорожцев, обыграть выразительность их типов и характеров.

Яркие краски картины чуть смешались с сумеречным освещение предвечернего часа и потому не нарушают возвышенно-героического строя произведения.

4.Написать сочинение-миниатюру «Репин и его картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», используя предложения с однородными членами.

IV. Подведение итогов

Закончить незавершенные высказывания: «Для меня самым главным на уроке было…, потому что…».

Мне кажется, что на уроке…, потому что…».

V.Домашнее задание

подготовить устное сообщение не тему «Предложения с однородными членами» по предложенному плану в учебнике на стр.338-339.


Яндекс.Метрика