Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц

Основные идеи системно-деятельностного подхода

Цесаренко Людмила Евгеньевна 17 ноября 2014 г.

О том, какими качествами должен быть наделен современный выпускник, говорят разное. Кто-то считает, что это глубокие знания, кто-то, что это воспитание, а третьи называют развитый интеллект и творческие навыки, умение учиться и саморазвиваться. Единственное, в чем совпадает мнение – школа должна помогать детям стать счастливыми: обрести верных друзей, самореализоваться чтобы найти свое место в жизни.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». (слайд 12)

В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор). (слайд16)

 

Учиться знатьподразумевает, что учащийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы.

Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного.

Учиться жить вместеактуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество.

Учиться быть акцентирует умения необходимые индивидуально развивать свой потенциал.

 По сути дела Жак Делор определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.

 

Перед нами ставятся задачи: (слайд 17)

  • научить получать знания (учить учиться)
  • научить работать и зарабатывать (учение для труда)
  • научить жить (учение для бытия)
  • научить жить вместе (учение для совместной жизни)

Решение этих проблем требует новых подходов в обучении, применения новых технологий.

 

Характер обучения  должен стать  поисковым: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем.(слайд 14)

 Деятельностный метод - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

      В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».  (слайд 12)

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя. И наиболее актуальными становятся педагогические технологии, основными чертами которых выступают:

  • процессуально-целевая ориентация;
  • относительная целостность;
  • ориентация учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие своих познавательных возможностей;
  • представление процесса обучения как творческого поиска решения познавательных задач;
  • познавательная рефлексия;
  • активная позиция учащегося в процессе обучения (самостоятельный выбор вариантов решения, принятие решений, оценочная деятельность);(слайд 19)
  • позиция педагога как «партнёра по учебному исследованию»; измеряемость и воспроизводимость результатов.

Это такие технологии (слайд 18), как

  • Проблемно-диалогическая технология

Основным средством развивающих технологий становятся продуктивные задания.

  • Технология развития критического мышления
  • Кейс-технология
  • Исследовательская технология обучения
  • Информационная технология
  • Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах
  • Проблемно-развивающая технология
  • Рейтинговая технология
  • Технология модульного обучения
  • Технология коллективного способа обучения (авторская)
  • Здоровьесберегающая технология
  • Личностно-ориентированная технология
  • Технологии игрового обучения

 

        

Дидактические принципы технологии деятельностного метода.

В практическом преподавании реализуется технология деятельностного метода на основе такой системы дидактических принципов:(слайд 22)

  • Принцип деятельности основан на получении знаний учеником не в готовом виде, а добывая их самостоятельно, при этом осознавая формы и содержание собственной учебной деятельности, понимая систему ее норм, принимая участие в их совершенствовании. Это способствует успешному формированию деятельностных и общекультурных способностей ученика, его общеучебных навыков.
  • Принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми этапами и ступенями обучения на уровне содержания, методик и технологии. При этом учитываются психологические особенности развития детей разного возраста.
  • Принцип целостности, при котором ученики формируют обобщенное системное представление об окружающем мире (обществе, природе, самом себе, мире деятельности и т.д.).
  • Принцип минимакса: школа предлагает ученику возможность освоить содержание образования на уровне, максимальном для него. Этот уровень определяется зоной ближайшего развития соответствующей возрастной группы. При этом школа обеспечивает усвоение знаний учеником на минимальном социально-безопасном уровне (государственный стандарт).
  • Принцип психологической комфортности основан на том, что все стрессообразующие факторы учебного процесса «удаляют», на уроках и в школе создают доброжелательную атмосферу, которая ориентирована на то, чтобы реализовать такую идею педагогики как сотрудничество, развитие диалоговых форм общения.
  • Принцип вариативности – у учащихся формируются способности систематически перебирать варианты и адекватно принимать решения в случае выбора.
  • Принцип творчества предполагает, что максимальная ориентация в образовательном процессе направлена на творческое начало и приобретение опыта творческой деятельности у учеников.

Эта система принципов обеспечивает получение детьми культурных ценностей общества, которые соответствуют основным дидактическим требованиям традиционной школы, к примеру, принципу наглядности. Такая система развивает и продолжает традиционную дидактику по направлению реализации современных целей образования. При этом она дает каждому ребенку возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, в случае, если он гарантированно достигнет социально безопасного минимума.

Вышеупомянутые принципы задают систему достаточных условий для организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.


Яндекс.Метрика