Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц

Формирование системы оценивания адекватной требуемым результатам (самооценка, взаимооценка , виды оценивания учителем

Грибова Светлана Тимофеевна 28 февраля 2019 г.

В соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разработана система оценки, ориентированная на оценку качества образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки качества являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

Современные подходы к оценке обучающихся:

1. Самооценка на основе словесной характеристики

2. Включение учащихся в обсуждение ответа

3.Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку.

Контрольно – оценочная деятельность - это деятельность по контролю и оценке хода и результатов того или иного процесса.

Контроль – это процесс сравнения контролируемого объекта, деятельности с эталонами, нормами, критериями. Оценка - это устное или письменное выражение результатов контроля.

В связи с идеями модернизации образования, именно контроль и оценивание должны измениться радикально. И тогда сразу встают основные вопросы: Что оценивать? Кто оценивает? Как оценивать? И ни в коем случае нельзя путать два понятия – «отметка» и «оценка».

Отметка – количественный измеритель уровня знаний и умений учащихся. Отметки учащихся фиксируются в школьной документации, шкала отметок жёстко устанавливает уровень усвоения школьником единообразной государственной программы образовательного стандарта. По сути, отметка формальна.

Оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. Она может быть максимально разнообразной, вариативной. Оценка определяет характер личных усилий учащихся, устанавливает глубину и объем индивидуальных знаний, содействует корректировке мотивационно-потребностной сферы ученика. Оценка эмоциональна.

Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их, а то и не комментируют вовсе.

К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе относятся:

- великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок. Крайней формой великодушия в оценках обучаемых явилась процентомания;

- перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку):

- оценка по настроению;

- отсутствие твердых критериев (преподаватель ставит высокие отметки за слабые ответы, и наоборот);

- центральная тенденция (проявляется в стремлении избежать крайних отметок, например, не ставить единиц, двоек и пятерок);

- неустойчивость системы (преподаватель то долго не спрашивает, то весь урок опрашивает);

- близость оценки той, которую ставят коллеги (например, по большинству предметов ученик не отличается успехами, в такой ситуации трудно выставлять высокие отметки по своему предмету);

- ошибки ореола (проявляются в тенденции преподавателя оценивать только положительно или отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно либо положительно, либо отрицательно);

- перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету;

- завышение и занижение отметок и др.

Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо понимать, что в центре обучения технологии контрольно-оценочной деятельности находится учащийся. Его позиция в обучении не пассивная, а активная, а в основе учебной деятельности – сотрудничество. Изменения системы оценивания в школе будут адекватными направлениям модернизации образования, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации целей образования

Контрольно-оценочная деятельность включает в себя три основных направления:

· контрольно-оценочная деятельность учителя;

· самоконтроль и самооценка;

· взаимоконтроль и взаимооценка.

Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

Для этого учитель должен:

-показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала.

- ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

-сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;

-выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;

2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

3-й этап Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

Как может быть организовано самооценивание учеников начальных классов?

Инструменты (методики) формирующие оценивание:

Существует много различных методик и приемов формирования самооценки. Я остановлюсь на некоторых из них. Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.

1.Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трѐх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой.

-красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно,

- жѐлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался,

- зелѐный — благополучия: мне всѐ ясно, я с этим справлюсь.

Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

2. Светофор, другой вариант той же методики, даѐт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же трѐх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жѐлтую или зелѐную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока (1-2 класс)

3. «Смайлики»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то поднимай улы­бающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получа­лось, то поднимай такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то поднимай грустное лицо.

4. «Солнышко и туча»

«Солнышко улыбается» - Я РАБОТАЛ ОТЛИЧНО.

«Солнышко серьезное» - Я СТАРАЛСЯ.

«Тяжелые тучи» - Я НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ.

Такая оценка:

- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного).

5. «Лесенка успеха»

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил. (диагностическая методика)

6. «Карточка самовнушения»

«Красный цвет» - цвет активности;

«Белый цвет» - цвет успеха;

«Синий цвет» – цвет стойкости, силы воли.

Я считаю, что данную методику эффективнее использовать в конце урока.

Для оценки этой же самостоятельной работы на уроке применяется ещѐ один инструмент, автором которого является Г. А. Цукерман.

7.Линеечки, пятиуровневая шкала

После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с классом договариваемся о том, по каким критериям будет оцениваться работа. На этот раз это три критерия: правильность, аккуратность и оформление работы (в классе на стенде должен висеть образец критериев). На полях тетрадей ученики чертят три отрезка — линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П»,» «А» или «О»: П — правильность, А — аккуратность, О — оформление работы. Высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. Я договариваюсь с детьми, за что ставится та или иная оценка, поэтому дети могут определить, какому уровню соответствует работа. Аналогичное обсуждение предваряет введение шкалы для оценки аккуратности и оформления работы. Оценивание включает ещѐ один этап — оценку работы учителем. Этот этап вынесен за временные границы урока.

Проверяя сданные работы, необходимо показать, насколько согласны с самооценкой детей. Если соглашаюсь с мнением ученика, то обвожу его крестик на линеечке, если не согласна, то ставлю крестик выше или ниже. Если моя оценка работы совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это. Это методика в большей степени подходит для учащихся 3-4 классов.

8. Методика «Радуга»

Учащимся выдается карточка – круг, разделенный на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно дети отмечают

красным цветом, с одной ошибкой – зеленым цветом, 3 и более ошибок – желтым цветом. Эффективно используется на уроках по обобщению и систематизации знаний.

9.Методика «Древо творчества».

Данная методика используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме. На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки, рядом с которым указаны критерии оценивания. Яблоко – урок прошел плодотворно, лист – пропащий день, цветы – довольно неплохо. При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Планируется коррекционная работа. На мой взгляд, данная методика универсальна. Ее можно использовать на различных уроках и в качестве пособия, например урок русского языка, тема «Однокоренные слова».

9. Методика «Мы – вместе». «Оценочный лист»

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения. Перед уроком детям выдается карточка, в верхней строке которой указаны номера заданий, выносимых учителем на контроль. Во 2 строке – самооценка ученика выполненного задания, в 3 – оценка учителя. При использовании данной методики особое внимание уделяется выбору заданий, выносимых на контроль, ребенок должен видеть результат: совпадает ли его оценка с оценкой учителя, если не совпадает – требуется разъяснение.

С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников может использоваться методика Н.Г. Лускановой .

10. «Лесенка»

Предлагается лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке или в начале и конце недели.

С целью формирования правильной самооценки необходимо использовать на уроках методику для работы в парах.

12. «Сосед по парте»

Работу целесообразно проводить двумя способами:

1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочѐты.

2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идѐт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Оценки совпали: оценки не совпали. Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.

Описанные способы и инструменты дают лишь первое представление о возможностях, которые раскрывает перед учителем и учениками оценивание, построенное на диалоге и общем понимании учебных задач. Полезным для учителя результатом может быть не только освоение конкретных оценочных методик и применение их на уроке. Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и с удовольствием. Вот несколько примеров использования методик развития самооценки у учеников на моих уроках. Следует отметить, что после первого года обучения уже наблюдаются положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника:

- осознанное восприятие учащимися учебного материала,

- понимание границ своих знаний;

- в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия;

- уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта;

-умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник - я»;

- повышение уровня ответственности за учебную деятельность; самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность.

Необходимо проводить диагностирование результатов уровня самооценки.

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его - обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем.

Примеры заданий для отработки навыков решения ситуации, для отработки внимательности, умения доказать свою точку зрения..

1. Учащимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал.

При составлении задачи ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задачу, и в позиции ученика, который решает задачу. Он старается составить задачу таким образом, чтобы задача и решалась, и в то же время она в себе содержала некоторую трудность, т. е требовала обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. При этом ему необходимо оценивать свои силы, знания, заранее запланировать свои действия. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение. Ему придется решать задачу, анализировать и обобщать её по нескольку раз, вновь возвращаясь к условию задачи.

2. Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление “допущенных” ошибок.

Сознательно допущенная ошибка заставит ученика подумать, критически переосмыслять, оценивать не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется своя неполнота понимания, что заставляет ученика анализировать свои знания.

3. Учитель при объяснении “допускает” ошибку.

Учитель при объяснении на доске сознательно допускает ошибку: при выводе формулы или решения задачи, и т.д. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включаться в активную умственную деятельность.

4. Учащиеся объясняют доказательство или решение задачи одноклассникам.

Во время объяснения учащимся решения или доказательства какой-либо задачи, все остальные должны напряженно искать возможных возражений и немедленно их высказывать. Ученик, прежде чем сказать, будет обдумывать, анализировать каждый шаг своего решения, рассматривать его с различных точек зрения, пересматривать свою точку зрения, аргументировать и доказывать свое мнение, изыскивать исчерпывающие аргументы. Если он “отобьется” от всех возражений, ему удастся убедить в своей правоте других, то он испытает радость, удовлетворение от своей работы.

5. Учащиеся решают одну и ту же задачу несколькими способами, обсуждают и выбирают наиболее удачное решение.

Выбор наиболее оптимального решения, требует от учащихся разностороннего рассмотрения условия задачи, тщательного анализа каждого шага их решений, сравнения методов и способов решения этих задач. Ученик опять же будет изыскивать аргументы в пользу понравившегося ему решения, будет стараться доказывать и отстаивать свое мнение.

6. Учащимся дается задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить.

Если в задачах отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным. Цель таких заданий научить учащихся “схватывать” в процессе восприятия условия задачи ее формальную структуру, обнаружить неполноту данных. В таких задачах следует дать самостоятельность в подборе необходимых подходящих величин из опыта, что также требует неоднократного анализа задачи и самоконтроля результатов решения.

7. Учащимся дается задание с избыточными данными.

В таких задачах введены дополнительные, ненужные, не имеющие значения показатели. Учащиеся должны уметь из совокупности данных им величин выделить именно те, которые представляют собой систему отношений, комплекс взаимосвязанных величин, составляющих существо задачи, и являются необходимыми и достаточными для ее решения.

8. Трудно переоценить роль самостоятельной работы для формирования самоконтроля.

1. "Проверка по образцу"

Учащиеся выполняют самостоятельную работу (тест, физический диктант, решение задачи). Затем, отложив ручку, проводят проверку своей работы карандашом по образцу вместе с классом или индивидуально по листу самоконтроля, отмечают свои ошибки и выставляют себе отметку. Аналогично проводится и взаимопроверка. Ученики, сидящие за одной партой, обмениваются работами для проверки.

2. «Знаю ли я теорию?»

В конце класса отведено место для письменных ответов учащихся на теоретические вопросы. На парте находятся песочные часы, ручки с разноцветной пастой и учебная литература. Учащиеся могут отвечать по желанию или по приглашению учителя.

Первые 5 мин ученик самостоятельно письменно отвечает на заданный вопрос. Затем имеет право воспользоваться на пару минут учебной литературой: посмотреть параграф, проверить определения или схемы, не выполняя никаких записей на листе. В оставшиеся 3 минуты ученик дополняет или исправляет свой ответ, но записи ведет ручкой с пастой другого цвета. Ставится отметка за работу в полном объеме, но различные цвета пасты позволяют учителю и ученику оценить степень усвоения материала при домашней подготовке.

3. "Рецензирование"

Ученикам предлагается оценить ответ одноклассника, т.е. указать ошибки, допущенные в ответе, дополнить, сделать соответствующий вывод или проверить правильность решённой задачи. Ставится отметка и отвечающему, и рецензенту (речь идёт о накопительной системе оценивания). При оценивании ответа учащиеся могут обмениваться вопросами, уточняющими или раскрывающими суть задачи (такие вопросы обычно начинаются со слов почему, как или зачем). Умение правильно найти проблему и поставить вопрос также оценивается учителем.

4. «О правильном громко»

Устные ответы у доски — один из самых действенных приемов повторения и закрепления изученного материала, выявления всех смысловых и речевых недочетов.

Подчеркивать ошибки не надо, пусть их исправят ученики в классе или сам отвечающий. Если ошибка ускользнула от внимания ребят, можно попросить отвечающего повторить сказанное еще раз. Тут уж все слушают внимательней, да и сам отвечающий может догадаться, где допустил ошибку, и исправиться.

5. «Практикум по решению задач»

Самостоятельную работу по решению задач можно организовать так. Краткие условия двух первых задач записываются на доске и прочитываются перед началом работы, учитель дает необходимые пояснения. Затем ученики приступают к их решению. Но работа не ограничивается двумя задачами, остальные задачи ребята получают от учителя, по мере продвижения и с учетом индивидуального уровня.

Таким образом, можно вести отработку навыков решения задач. А если за несколько минут до конца урока быстро показать решение задач на доске, хотя бы в общем виде, то это даст возможность ученику поработать над ними дома и более успешно подготовиться к контрольной работе.

6. «Желаемая отметка»

Ученик выполнил работу и, прежде чем сдать ее на проверку учителю или консультанту, имеет право сам себе поставить отметку, такую, какую он, по его мнению, заслуживает. А может просто написать, какую бы отметку он хотел получить по данной теме. Это позволяет оценить уровень объективности самооценки учащихся, оценить уровень их притязаний и спланировать дальнейшую с ними индивидуальную работу.

7. Работа в группах. При работе в группах разрешается выставлять отметки друг другу и учитывать их при оценивании работы группы. Для этой цели используются листы самооценивания работы в группе. Приведём пример одного из возможных вариантов.

Самостоятельность формирует у учащихся движение от незнания к знанию…. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения. При самостоятельной работе воспитывается активная жизненная позиция. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: “Как решать?”, “Каким приёмом воспользоваться?”, “Какой теоретический материал надо знать?”, “Что знаю?”, “Что не знаю?”, “Где возьму?”. Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, если в этом есть необходимость, т.е. активно управляет собственной учебной деятельностью.

8. Хорошо формируют самооценку так называемые задания по уровням. Выбирая нужный для себя уровень, ученик учится правильно оценивать свои знания. Задача учителя тактично посоветовать ребёнку правильный выбор, если он на первых порах затрудняется в выборе.

9. На своих уроках использую разные приемы рефлексии.

Рефлексия– анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

10.На уроках часто использую приём незаконченного предложения. Прошу устно закончить предложение. Сегодня на уроке я научился …», « Мне понравилось…», « Мне не понравилось…», « Сегодня я положил в свою копилку знаний …», и т.д.

В заключении хочу сказать, что если эту работу правильно организовать, проводить систематически и целенаправленно, то учащиеся быстро её осваивают, и она даёт хорошие результаты. Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах деятельности.

Хочу закончить своѐ выступление словами австрийской писательницы, драматурга Мари Фон Эбнер Эшенбах, которые заставляют задуматься о настоящем предназначении учителя:

«Все зависит от окружения. Солнце на небе не столь высокого мнения о себе, как свечка, зажженная в погребе».


Яндекс.Метрика