Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц

Активизация деятельности учащихся путем использования нетрадиционных приемов и методов обучения по математике

Акимова Елена Ибраимовна 30 мая 2017 г.

Уроки в школе это значительная часть жизни школьников. Однообразие урока, когда на нем в течении нескольких лет повторяются в неизменном порядке: проверка д/з, опрос , сообщение нового, его закрепление и снова д/з, постепенно вызывает у учеников скуку, притупляет их внимание. Можно избежать этого, создав оптимальные условия учащимся в соответствии с их возможностями.

Такие условия достигаются определенным соответствием на уроках форм работы. В процессе общения личность развивается, обогащается нравственными ценностями. Необходимо развивать у учащихся стремление помогать друг другу, создавать условия для этого, укреплять, развивать это качество. Формирует личность не только содержание учебного материала, но и вся система взаимоотношений учителя и учеников друг с другом. Учителю необходимо создавать атмосферу сотрудничества, избегать перегрузок учащихся, учитывать их индивидуальные особенности. При работе в традиционных условиях учащиеся редко обращаются друг к другу за помощью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности.

С давних пор (лет) человека волнует как быстрее и качественнее передать знания от одного поколения к другому. Обучение постепенно систематизировалось и обновлялось, а формы организации учебного процесса появились все новые и новые.

Нестандартные уроки – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Использование нетрадиционных технологий в нашей стране не является чем-то новым. Нетрадиционные технологии – это продуманное во всех деталях модели совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учителя и учащихся, основанная на совершенствовании классических форм урочного проведения, нетрадиционных структурах и методиках.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно раскрыть притягательные стороны математики, вовлечь учащихся в активную деятельность на уроках, создавая игровые ситуации или, проводя дидактические игры, которые позволяют, в достаточной мере раскрепостив ученика, постепенно формировать интерес к математике, приучать к сотворчеству с товарищами и учителем.

Таким образом, через нестандартные формы обучения, отражающие реальное математическое содержание, можно совершенствовать и процесс управления учебной деятельностью учащихся на основе педагогики сотрудничества.

Дидактические игры на уроках математики – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве.

Как показывает педагогическая практика и анализ педагогической литературы, до некоторого времени игры использовали лишь на занятиях математического кружка, при проведении математических вечеров и другое, а возможность использования дидактической игры в учебном процессе в известной мере недооценивались.

Современная дидактика, обращаясь к нетрадиционным формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формой их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности неподдельного интереса.

Опытные преподаватели математики, применяя нестандартные, игровые формы, умело чередуют «серьезную» и «несерьезную» математику и таким образом обеспечивают на своих уроках устойчивое внимание ребят к изучаемому материалу.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлеклись дети, познают, запоминают новое, пополняют запас представлений, понятий. Даже самые пассивные из детей включаются в работу с интересом, с желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.

Играя, дети пополняют знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решение, создаются положительные условия для развития воображения.

Ценность игровых форм заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания.

При использовании нетрадиционных форм проведения уроков очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям. При потере интереса учителю следует своевременно принять меры, ведущие к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.

Учитель сам должен в определенной степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными.

При проведении уроков в игровой форме забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а наоборот помогали друг другу.

При организации уроков математики в нетрадиционных формах необходимо продумывать следующие вопросы методики:

  • Цель урока. Какие ЗУН в области математики школьники освоят на уроке? Какому моменту урока надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели решаются в течение урока?
  • Какие дидактические материалы и пособия понадобятся на уроке?
  • Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с порядком проведения урока.
  • На сколько времени рассчитан каждый этап урока?
  • Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
  • Какие изменения можно внести в структуру урока, в порядок проведения, чтобы повысить интерес и активность детей?
  • Какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после урока.

В зависимости от задач, которые стоят перед уроком, все уроки можно классифицировать на:

  1. Обучающие, если учащиеся в течение урока приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к нему.
  2. Контролирующие, если дидактическая цель состоит в закреплении, повторении, проверке раннее полученных знаний. В этом случае каждому учащемуся необходима определенная математическая подготовка.
  3. Обобщающие – они требуют интеграции знаний, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

В свою очередь, в зависимости от содержания материала, способа организации, уровня подготовки школьников, цели урока могут приобретать различный характер, например, быть репродуктивными, творческими, практическими, воспитывающими.

В нетрадиционных игровых формах занятий реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, а главное обучение математике.

При организации нетрадиционных форм проведения уроков математики необходимо придерживаться следующим положениям:

  • Условия проведения урока должны быть предельно простыми и понятными для детей данного возраста, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала доступно пониманию школьников.
  • Дидактический материал, используемый на уроке, должен быть удобным в использовании.
  • При проведении уроков, связанных с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за результатами со стороны всего коллектива учащихся или выбранных лиц. Учет результатов соревнований должен быть открытым, ясным и справедливым.
  • Каждый ученик должен быть активным участником в уроке.
  • Если в уроке использованы задания разного характера, то легкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.
  • Если знания связаны со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны следовать принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.
  • В ходе урока учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь должна быть правильной, четкой, краткой.
  • Если проводится дидактическая игра, то ее нужно закончить на данном уроке полу3чить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

Виды нетрадиционных форм проведения уроков математики.

Математическая перестрелка.

Целесообразно проводить в конце полугодия, когда объем материала достаточно большой. Хорошо проходит такое занятие как итоговое повторение теоретического материала по геометрии.

Заранее определяются те вопросы, которые будут главным содержанием игры. Эти вопросы вывешиваются в классе. Класс разбивается на четное количество команд, лучше, если эти команды одинаковы по силе, знаниям. Каждому игроку команды дается карточка с его личным номером. Вызывает интерес у детей и жеребьевка, и таблица результатов, и судейская коллегия, в состав которой могут войти учащиеся старших классов, учителя, родители. Время для подготовки – неделя. Игру можно провести на одном занятии. Можно организовать несколько этапов полуфиналов. Если класс разбит на 4 команды, то будет 2 полуфинала и 1 финал.

Первую полуфинальную встречу по жребию начинает игрок №1 одной из команд. Он задает вопрос любому игроку из команды-соперницы. В течение 5-7 секунд должен быть дан четкий, правильный ответ, записана формула. Засчитывается ответ судейской коллегией, которая при правильно выполненном задании поднимает красный флажок, при неправильно выполненном – синий. Если участник верно ответил на вопрос, то очередь задавать вопрос предоставляется ему. Если же участник не смог выполнить задание, он выбывает из игры, команда теряет одного игрока и очко. Игрок команды соперницы отвечает на свой вопрос и имеет право задать следующий вопрос.

Игра-полуфинал идет 10-15 минут. Выигрывает та команда, которая потеряла меньше игроков.

Семинар.

Требует предварительной подготовки. Класс разбивается на 8 групп, причем в каждую включается хотя бы один хорошо подготовленный учащийся. Для них учитель проводит специальную консультацию. Каждой группе дается задание по одному из видов упражнений. На уроке представителям каждой из групп предоставляется слово для подробного разбора упражнений. Затем из предложенных упражнений составляется самостоятельная работа, которую выполняет весь класс.

Математический КВН.

Учитель разбивает класс на команды, а те уже сами выбирают своих капитанов, консультантов и помощников капитанов. Учитель только тактично направляет этот выбор.

Урок начинается вступительным словом учителя, в котором он напоминает о порядке проведения КВН:

  • Разминка.

Пятиминутная самостоятельная работа по обязательным результатам обучения. Проверяют листочки консультанты других команд.

  • Блицтурнир.

Предлагаются задания поочередно командам типа «найдите ошибку», что бы это значило…

  • Конкурс «домашнее задание».

Тетради с домашним заданием собраны до урока, сложены стопками. Капитаны других команд проверяют их во время разминки. Результаты заносятся в таблицу.

  • Конкурс «капитанов».

Капитан должен решить задание на доске, учащиеся команды решают на своих местах при необходимости могут помочь своему капитану.

  • Конкурс консультантов.

Каждый консультант получает задание, решает его на доске и объясняет решение. Задача команды соперников – завалить консультанта, разыграв непонимание.

  • Подведение итогов.

Результаты каждого конкурса заносятся в таблицу, подводится общий итог, объявляется команда-победительница.

Урок – консультация.

Проводится при закреплении навыков по каким-либо темам. Он представляет собой самостоятельную работу учащихся. Обычно такие уроки двухчасовые.

Учитель готовит индивидуальные карточки по 4 задания:

  1. Задание на проверку усвоения обязательных результатов обучения.
  2. Задание для ребят, которые усвоили тему на уровне обязательных результатов. В это задание добавляются некоторые элементы сложности.
  3. Аналогично второму, только его сложность увеличена вдвое.
  4. Задание повышенной трудности.

Урок начинается с объяснения учителя и предложения выполнить первое задание. По мере выполнения у учащихся могут возникнуть сомнения, вопросы. Вопрос ученика – это поднятая рука или сигнальный флажок. Учитель немедленно дает консультацию, отвечая на любой вопрос, касающийся задания. После выполнения первого задания учащиеся по контрольным карточкам сами проверяют полученные результаты. Если выполнено верно, то следующее задание учащиеся выбирают сами. При необходимости они также обращаются к учителю за консультацией, но уже получают штрафные баллы. За одну консультацию второго задания снимается 0,25 балла, за одну консультацию третьего – 0,5 балла. Четвертое задание лишено консультаций. Чтобы не забыть о количестве консультаций, учитель делает на полях пометку «к».

В конце урока работы собираются на проверку. Они оцениваются с учетом полученных консультаций. Если ученика не устраивает оценка, он может от нее отказаться. Результаты работы объявляются на следующем уроке.

Эстафета взаимоопроса.

Применяется, когда надо более глубоко повторить теоретический материал. В начале урока освобождаются первые три парты для отвечающих. Учащиеся садятся за первые три парты, берут листочки с вопросами и начинают обдумывать свой ответ, делая необходимые записи и чертежи. Остальные ребята собираются за последними партами. Они повторяют материал, спрашивают друг у друга непонятное. Первый кто подготовился, отвечает учителю, второй – первому отвечающему, третий – снова учителю, четвертый – второму и т.д. Сидящим за последними партами разрешается подойти ближе, чтобы послушать ответ товарища или задать ему вопрос. Как только освобождаются места на первых партах, их тут же торопятся занять следующие учащиеся. Ребята знают, что за урок должны ответить все.

Зачет –практикум.

Проводится по тем разделам, где мало теоретических вопросов. Урок начинается с разминки. Решение устных задач, каждая задача – 2 очка. Листки с ответами сдаются учителю. Затем каждый ученик получает билет с задачами различной трудности, каждая оценена определенным количеством очков в зависимости от трудности. Задачи решаются на отдельных листках, чтобы избежать списывание. Подведение итогов: до 10 очков – «2», 10-15 очков – «3», 16-19 очка – «4», 20-29 очков – «5». В конце урока вывешиваются решение задач, разбираются ошибки.

Математическая эстафета.

Каждый ряд получает таблицу с «форточками». Таблицу кладут на одну парту и по команде ученики начинают закрывать «форточки», то есть заполнять первую клетку. Закрыв первую, он передает таблицу своему соседу и так далее. Последний участник в ряду бежит к столу учителя. За быстрое решение дополнительно дается 2 очка. Учитель проверяет правильность заполнения таблицы, за каждую правильно заполненную клетку – 1 балл. При подведении итогов учитывается поведение всего ряда во время эстафеты. После проведения эстафеты правильно заполненная таблица показывается классу.

Устный журнал.

Не требует соревнования, важно само участие в выпуске журнала, нужно дать слово как можно большему числу учеников. Учащиеся должны заранее почитать математическую литературу, найти в ней интересные факты, которые можно коротко изложить за 1-2 минуты. Ведущие устного журнала говорят ряд коротких рассказов об истории математики, из тех разделов, которые не изучаются в школе, но доступны учащимся. Цель ведущих состоит в том, чтобы изложить свои заготовки, увлечь беседой учащихся. Они должны говорить таинственно, весело, обыгрывая сообщаемый факт, как эстрадную миниатюру.

Заключение.

Как показывает практика, проведение уроков математики в нетрадиционных формах при правильной их организации действительно оказывает положительное влияние на результаты обучения, делает учение школьников разнообразным, интересным, но требует и от учителя, и от учащихся, тщательной подготовки, глубокой продуманности от педагога всех деталей, что конечно, требует определенных затрат времени и высокого педагогического мастерства. Поэтому уроки в нетрадиционных формах следует проводить в комплексе с традиционными.

Т.о. из всего вышесказанного можно заключить, что нетрадиционные формы проведения уроков математики позволяют разрешить такие важные для процесса обучения проблемы, как:

  • Мотивация учения – учащимися осознается личностная значимость обучения, у них возникает потребность в получении и расширении своих знаний
  • Сам учебный процесс становится активным и творческим
  • Значительно улучшается результативность обучения – знания школьник может применить в новых условиях, создаются благоприятные условия для интенсивного общего развития личности.

Яндекс.Метрика