Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц

Новая экономическая политика

Глумов Сергей Борисович 19 апреля 2016 г.

Тема: Новая экономическая политика

Цель урока:

Определить причины перехода от политики “военного коммунизма” к новой экономической политике;

Провести сравнительный анализ политики “военного коммунизма” с новой экономической политикой.

Сформировать представления об основных направлениях, итогах и противоречиях нэп;

Способствовать развитию аналитического мышления, умений самостоятельной работы с учебным текстом, навыков составления сравнительной таблицы.

Тип урока: комбинированный

План урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм”.

3.Изучение нового материала.

4.Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа.

5.Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности).

6.Результат НЭПа.

7.Закрепление материала.

8.Сообщение домашнего задания. Подведение итогов урока.

Учебно-методическое обеспечение:

1.Учебник, А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, Л.В. Жукова Поурочные разработки к учебнику “история России в ХХ веке” для 11 класса.

2.Мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал для обучающихся (приложение № 1 -2).

Ход урока

Организационный момент ученики рассаживаются по группам (всего три группы), на столах разложен раздаточный материал (Приложение 1 и Приложение 2). Учитель входит в класс приветствует учеников. На доске появляется тема урока (Слайд № 1)

Ученики: записывают тему урока в рабочую тетрадь.

Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм”.

Учитель предлагает ученикам посмотреть на иллюстрации (Слайда № 2) и определить к какому историческому событию относятся иллюстрации.

Ученики: Отвечают “Военный коммунизм”, сбор продразвёрстки.

Учитель предлагает вспомнить характерные черты “Военного коммунизма”. Работа с интерактивной доской Слайд № 1. Один ученик выходит к доске, остальные ученики класса называют черты “военного коммунизма”, которые записываются в таблицу. После окончания работы, учитель предлагает проверить правильность ответа, открывается вторая часть таблицы на доске с правильным ответом.

Изучение нового материала

Учитель: Объявляет цель урока. (Слайд № 3)

Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа.

Учитель: В 1921 году СССР оказался в тяжелой экономической, политической и социальной ситуации. Заканчивалась, братоубийственна гражданская война, из-за продразвёрстки крестьяне сокращали посевные площади, города не дополучали продовольствия, народ из города перебирался в деревни. (Слайд № 4)

Учитель предлагает ученикам встать на место руководящих органов страны, проанализировать причины проблем, предложить свои варианты их решения.

Работа в группах: ученики класса работают в трёх группах. Одна группа оценивает экономическую ситуацию, вторая - политическую, третья – социальную (Слайд №5) Учитель предлагает каждой группе поработать с раздаточным материалом (Приложение 1) Через 10 минут один докладчик от каждой группы должен сообщить классу варианты решения проблем. Учитель обращает внимание учеников на (приложение 1 - рабочий лист) которые необходимо будет заполнять во время выступления учеников от групп.

Учитель: Во время доклада помогает каждой группе. Корректирует ответу учеников (Слайд №6-9). Ученики заполняют рабочие листы.

Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности).

Учитель: На Х съезде РКП(б) В.И. Ленин объявил о замене продразвёрстки продналогом и о переходе к новой экономической политике.(Слайд № 10 – 12.)

Учитель предлагает ученикам вернуться к работе с Приложение 1 и определить характерные черты НЭПа.Ученики работают в группах 3 минуты. Заполняя Таблицу № 2 в рабочих листах. Через 5 минут задание проверяется Слайд № 13.

Результат НЭПа.

Работа с раздаточным материалом и учебником.

Учитель: Предлагает прочитать (Приложение 1 и учебник параграф 14. Определить положительные и отрицательные результаты НЭПа. Через 6 минут работа проверяется в устной беседе и работой с интерактивной доской (Слайд № 2) ученики, по желанию записывают варианты на доске. Слайд № 3 – задание проверяется.

Учитель: Сегодня мы познакомились с новой экономической политикой партии большевиков. Безусловно, это был вариант выхода из сложившейся кризисной ситуации. Ленин это понимал, хотя нэп и противоречил большевистским канонам. Из истории мы сегодня знаем, что данная политика оказалась эффективной всего первые пять лет. Действительно повысился жизненный уровень, сократился рабочий день, продразверстка была заменена продналогом и т.д., но НЭП не смог привлечь иностранный капитал в страну, а без денежных средств в стране не хватило.

21 января 1924 г. умер В.И. Ленин. В 1928 году началась политика по свертыванию нэпа, окончательно он был свёрнут в 1929 году. (Слайд № 17). Речь учителя 4 минуты.

Закрепление материала.

Работа с интерактивной доской. Слайд № 4. Учитель предлагает ученикам выполнить задание (5 минут) После выполнения задания, учитель открывает правильный ответ, скрытый в нижней части таблицы на слайде.

Сообщение домашнего задания. Подведение итогов урока.

Слайд № 18

Прочитайте параграф 14 учебника и заполните таблицу № 3.Перечислите основные мероприятия, связанные с новой экономической политикой. Сравните политику НЭПа с политикой “военного коммунизма”.

Напишите эссе на тему: “Почему Сталин отказался от НЭПа?”.

Приложение 1

Приложение 2

Презентация


Яндекс.Метрика